Пожарная безопасность автотранспортного объекта

Опубликовано в Обеспечение пожарной безопасности на предприятии

1. Требования к размещению

Гаражи-стоянки, открытые автостоянки для легковых автомобилей, размещают на обособленных участках; подъезды (въезды и выезды) к ним, как правило, не должны нарушать нормальную эксплуатацию придомовых территорий. Проезды к гаражам и стоянкам изолируются от площадок для отдыха, игр детей, занятий физкультурой. Расстояния от гаражей-стоянок, открытых автостоянок, вентиляционных шахт, въездов в гаражи-стоянки и выездов из них до зданий различного назначения принимают в соответствии с табл. 1 прил. 3 МГСН 1.01;

Объекты, до которых исчисляется расстояние

Расстояние, м

Открытые автостоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью, машиномест

Наземные и комбинированные гаражи-стоянки рампового типа

10 и менее

11-50

51-100

101-300

Свыше 300

Фасады жилых домов

10

15

25

35

50

*

Торцы жилых домов без окон

10

10

15

25

35

не лимитируется при устройстве гаража в габаритах здания и обеспечении вибро-и шумозащиты

Торцы жилых домов с окнами

10

15

25

35

50

15

Школы, детские учреждения

15

25

25

50

*

25

Лечебные учреждения стационарного типа

25

50

*

*

*

25

* Устанавливаются по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

Примечания:

1. Расстояния от гаражей-стоянок и открытых автостоянок принимать до границ участков школ, детских учреждений, лечебно-профилактических учреждений стационарного типа, но до окон жилых домов. 2. В случае размещения вдоль фронта жилых домов сблокированных открытых автостоянок при определении расстояния исходить из их суммарной вместимости. 3. На жилой территории не допускается размещение многоэтажных стоянок без наружного ограждения. Расстояние от многоэтажных стоянок без наружного ограждения до других объектов принимать как для открытых площадок. 4. Вместимость гаража-стоянки в жилой застройке, как правило, не должна превышать 500 машиномест. 5. Расстояние от подземного или наземного механизированного и автоматизированного гаража-стоянки не лимитируется при условии обеспечения шумо- и виброзащиты.

В соответствии с п. 4.6 СНиП 21-02 противопожарные расстояния от открытых площадок (в том числе с навесом) для хранения автомобилей до зданий и сооружений предприятий (по обслуживанию автомобилей, промышленных, сельскохозяйственных и др.) должны приниматься:

а) до производственных зданий и сооружений:

I, II и III степеней огнестойкости класса СО со стороны стен без проемов — не нормируется;

то же, со стороны стен с проемами — не менее 9 м;

IV степени огнестойкости класса СО и С1 со стороны стен без проемов — не менее 6 м;

то же, со стороны стен с проемами — не менее 12 м;

других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности—не менее 15 м;

б) до административных и бытовых зданий предприятий:

I, II и III степеней огнестойкости класса СО — не менее 9 м;

других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности—не менее 15 м.

Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости класса СО на территории станций технического обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не более 15 со стороны стен с проемами не нормируется.

Сооружения для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянным жителям города, допускается также размещать:

в жилых кварталах, при вместимости сооружений, как правило, не превышающей 300 машиномест, — на территориях, приближенных к их границам; в подземном пространстве: под участками зеленых насаждений, спортивных сооружений, под хозяйственными площадками, под проездами, гостевыми автостоянками; школьными участками, игровыми и спортивными площадками (кроме детских), при условии сооружения въездов в гаражи, выездов из них и устройств для выброса вредных веществ за пределами школьных участков.

Допускается, при необходимости, размещать в жилых кварталах гаражи-стоянки вместимостью свыше 300 машиномест; в этих случаях следует обеспечивать выезд из гаражей непосредственно на местную улично-дорожную сеть жилого района или организовать проезды к гаражам-стоянкам — без пересечений с основными путями движения пешеходов.

На территории жилых микрорайонов в подземном пространстве предусматривают места для хранения автомобилей из расчета не менее 25 машиномест на 1000 жителей.

Расстояния от въездов в подземные гаражи-стоянки и выездов из них до окон жилых домов и участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений должны быть не менее 15 м.

Гаражи-стоянки для хранения и паркирования легковых автомобилей допускается предусматривать отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными, с устройством для въезда автомобилей прямолинейных или криволинейных рамп, полурамп, наклонных полов, лифтовых подъемников, механизированных и автоматизированных подъемников и манипуляторов.

Отдельно стоящие гаражи-стоянки различных типов целесообразно предусматривать: наземными — 4-6 ярусов, комбинированными (с этажами выше и ниже уровня земли) — 6-9 ярусов, подземными, как правило, в 2-4 яруса, — при вместимости каждого сооружения 300-500 машиномест. Встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные гаражи-стоянки для хранения легковых автомобилей населения допускается размещать в подземных и цокольных этажах жилых домов и общественных зданий (в последнем случае целесообразно совмещать в одном объеме хранение и паркирование автомобилей). При этом, жилые квартиры необходимо отделять от гаража нежилым этажом.

Многоярусные механизированные и автоматизированные гаражи-стоянки закрытого типа с пассивным передвижением автомобилей внутри сооружения (с выключенным двигателем) допускается:

  • пристраивать к глухим торцевым стенам (без окон) производственных, административно-общественных, жилых зданий (за исключением лечебных и детских учреждений) — вместимостью, как правило, не более 150 машиномест;
  • пристраивать к существующим брандмауэрам — без ограничения вместимости;
  • устраивать встроенными и встроенно-пристроенными в отдельно стоящие здания производственного, административно-общественного назначения — без ограничения вместимости;
  • встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих производственных, административно-общественных зданий — без ограничения вместимости;
  • встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих жилых домов — при условии компоновки гаража-стоянки без выхода за габариты жилых зданий по ширине.

Площади застройки и размеры земельных участков отдельно стоящих гаражей-стоянок для легковых автомобилей принимают не более приведенных в табл. 9.3.4 МГСН 1.01.

Площадь участка для стоянки одного автомобиля на автостоянках принимают 22,5 м2; при примыкании участков для стоянки к проезжей части улиц и проездов — 18,0 м2 на автомобиль.

Таблица 9.3.4 МГСН 1.01

Этажность

Типы рамповых * гаражей-стоянок

наземные

комбинированные

подземные

площадь, м2, на 1 автомобиль

застройки

участка

застройки

участка

застройки

участка

1

2

3

4

5

6

7

1

25

19,2

-

-

25

4,5

2

15

12,9

15

11,6

15

4,0

3

10

9,0

10

7,7

10

3,2

4

8

7,7

8

6,5

8

2,4

5

6

6,5

6

4,5

6

1,6

6-8

4

4,5

4

3,2

-

-

9 и более

-

-

3

2,6

-

-

 

* Для многоэтажных полумеханизированных гаражей-стоянок (оборудованных лифтовыми подъемниками) показатели граф 2-7 уменьшаются в 1,2 раза, механизированных и автоматизированных гаражей — в 1,3-1,5 раза.

** В площадь участка подземных гаражей-стоянок входят размеры накопительной площадки, защитного озеленения, внешние пандусы для въезда и выезда автомобилей.

Гаражи-стоянки и открытые автостоянки для хранения и паркирования легковых автомобилей размещают на обособленных участках. Подъезды к гаражам и автостоянкам, при этом, не должны пересекать основные пешеходные пути, должны быть изолированы от площадок для отдыха, игровых и спортивных площадок.

Наименьшее расстояние от въездов в гаражи-стоянки и выездов из них принимают:

  • от перекрестков магистральных улиц — не менее 100 м;
  • от перекрестков районных улиц — не менее 50 м;
  • от перекрестков улиц местного значения — не менее 20 м;
  • от остановочных пунктов массового общественного транспорта— не менее 30 м, при наличии на пешеходном переходе через улицу поднятого над уровнем проезжей части островке безопасности — не менее 20 м.

Внешние въезды и выезды многоярусных гаражей-стоянок предусматривают раздельными. Следует также предусматривать не менее чем по 2 полосы движения на въезде и на выезде (при ширине каждой полосы

— не менее 3 м). Допускается располагать въезд и выезд рядом, с обязательным разделением проезжей части по направлениям движения (разделительной полосой или разметкой).

Автостоянки (открытые площадки) и гаражи-стоянки вместимостью до 50 машиномест могут иметь совмещенный внешний въезд-выезд шириной не менее 6 м.

Въезды в отдельно стоящие подземные гаражи легковых автомобилей и выезды из них удаляются от окон жилых домов, участков школ, детских и лечебных учреждений не менее чем на 15 м. Однако, расстояния от въездов и выездов до стен жилых домов и общественных зданий без оконных и дверных проемов не лимитируются.

 

2. Объемно-планировочные и конструктивные решения

Надземные автостоянки проектируются не более 9 этажей, подземные — не более 8 подземных этажей. Цокольный этаж*, при этом, считают надземным этажом.

* Цокольный этаж — этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.

Высота помещений в местах проезда и хранения автомобилей, на путях эвакуации людей принимается не менее 2,0 м от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования.

В состав автостоянки, кроме помещений для хранения автомобилей, могут включаться только технические помещения для размещения инженерного оборудования, обслуживающие автостоянку помещения, в том числе для дежурных, для хранения противопожарного инвентаря и др., мойки автомашин, посты технического осмотра (ТО), мелкого технического ремонта (TP) с совмещенным освещением — для самообслуживания владельцев автотранспорта.

Число машиномест в пристраиваемых или встраиваемых автостоянках определяется заданием на проектирование по согласованию с органами государственного санитарного надзора г. Москвы с учетом особенностей здания, к которому автостоянка пристраивается или в которое встраивается.

Проектирование автостоянок под зданиями детских дошкольных учреждений, школ, детских домов, спальных корпусов домов-интернатов и стационаров лечебных учреждений не допускается.

Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями НПБ 105. Помещения для хранения легковых автомобилей допускается относить к категориям В1-В4, здания автостоянок легковых автомобилей — к категории В (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе).

Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности закрытых надземных автостоянок, допустимое число этажей и площадь этажа в пределах пожарного отсека принимают в соответствии с табл. 1 МГСН 5.01.

Таблица 1 МГСН 5.01

Степень огнестойкости здания (сооружения)

Класс конструктивной пожарной опасности

Допустимое количество этажей

Площадь этажа в пределах пожарного отсека, м2, не более

одноэтажного

многоэтажного

I, II

со

9

10400

5200

С1

2

5200

2000

III

со

5

7800

3600

С1

2

3600

1200

IV

со

1

5200

С1

1

3600

С2, СЗ

1

1200

V

Не нормируется

1

1200

Примечания:

1. Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два; площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

2. Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности автостоянки при индивидуальном или блокированном жилом доме не нормируется.

Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, отделяются от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа.

Сооружения автостоянок, встроенных в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются (с учетом табл. 1 МГСН 5.01), и отделяться от помещений этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

Предел огнестойкости перекрытий и стен, отделяющих автостоянку, встроенную в блокированный жилой дом* или пристроенную к ним, не нормируется.

Блокированный жилой дом —одноквартирный жилой дом с самостоятельным выходом, пристроенный вплотную (сблокированный) к аналогичным жилым домам.

Помещения, встроенные в здание автостоянки и не относящиеся к ней, отделяются от помещений автостоянки противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа и проектироваться в соответствии с действующими нормами.

Автостоянки для автомобилей с двигателями, работающими на сжиженном углеводородном газе (СУГ), природном газе (СПГ) и сжиженном нефтяном газе (СНГ), встраивать в здания другого назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается. Такие автостоянки проектируют в соответствии с пп. 4.3,4.4 СНиП 21-02:

4.3 Автостоянки допускается размещать в пристройках к зданиям другого функционального назначения, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности (по СНиП 21-01) Ф 1.1, Ф 4.1, а также Ф 5 категорий А и Б

(по НПБ 105).

4.4 Автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса СО и С1, за исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, Ф5 категорий А и Б. В здания класса Ф 1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости. В здания класса Ф 1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев (без устройства обособленных боксов).

Под зданиями класса Ф 1.1, Ф 4.1 располагать автостоянки не допускается.

Необходимость устройства мойки автомобилей устанавливается заданием на проектирование. При устройстве мойки необходимо предусматривать очистные сооружения с оборотной системой водоснабжения (СНиП 2.04.03).

В подземных автостоянках мойку автомобилей, посты технического осмотра (ТО), мелкого технического ремонта (TP), помещения дежурного персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные с сухими трансформаторами допускается размещать не ниже первого (верхнего) этажа подземного сооружения. Размещение других технических помещений подземной автостоянки (автоматические насосные станции для откачки воды при тушении пожара, откачки грунтовых вод и других утечек воды; водомерные узлы; помещения электроснабжения; вентиляционные камеры; тепловые пункты и др.) не ограничивается. При этом, ТО и TP в автостоянках, размещаемых под жилыми домами, предусматривать не допускается.

Посты ТО и TP по обслуживанию автомобилей не допускается размещать в подземных этажах (за исключением случаев указанных выше). Указанные помещения выполняют пристроенными или встроенными в здание автостоянки при условии отделения их противопожарными стенами 2-го типа (или противопожарными перегородками 1-го типа) с соответствующими противопожарными дверями (воротами) и глухими противопожарными перекрытиями 3-го типа. Устройство выездов из помещения хранения автомобилей через помещения ТО и TP не допускается.

Сообщение помещений автостоянок всех видов с помещениями другого назначения (не входящими в комплекс автостоянки) допускается через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре и дренчерными завесами над проемом со стороны автостоянки с автоматическим пуском в соответствии с НПБ 88.

В помещениях для хранения автомобилей автостоянок всех видов допускается предусматривать не более двух машиномест для разгрузки (погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, расположенное непосредственно над этажом автостоянки, где и предусматривается указанная разгрузка (погрузка). При этом планировочное решение должно исключать возможность складирования в названных местах товаров, тары и др.

При разделении машиномест в надземных автостоянках закрытого типа перегородками на боксы, из которых нет автономных выездов наружу, ворота в указанных боксах предусматриваются в виде сетчатого негорючего ограждения. Перегородки, разделяющие боксы, проектируют сплошными, без проемов с пределом огнестойкость не менее 0,5 ч.

Покрытие полов автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.

Площадь этажа и этажность автостоянок закрытого типа в пределах пожарного отсека следует принимать согласно табл. 2 МГСН 5.01.

Противопожарные отсеки разделяются между собой противопожарными стенами и перекрытиями 1 -го типа с соответствующими противопожарными воротами и дверями.

Таблица 2 МГСН 5.01

Степень огнестойкости здания (сооружения)

Класс конструктивной пожарной опасности

Допустимое количество этажей

*

со

8

I

со

5

II*

со

1

* - По специальным техническим условиям, согласованным Государственной противопожарной службой г. Москвы.

** - Для отдельно стоящих автостоянок.

Двери и ворота в противопожарных стенах (перегородках), в тамбур-шлюзах закрываются автоматическими устройствами, сблокированными с пожарной автоматикой, и вручную. При этом, дымовые пожарные извещатели устанавливают с двух сторон от закрываемого проема.

Указанные двери и ворота оборудуют легкооткрываемыми (без ключа) запорами.

Количество эвакуационных выходов, выездов (въездов) с этажей автостоянки, а также их проектирование предусматривается в соответствии с требованиями СНиП 21-02 (п. 5.11, 5.14):

5.11 Число рами и соответственно количество необходимых выездов и въездов в автостоянках определяются в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок — на всех этажах) с учетом режима использования автостоянки, расчетной интенсивности движения и планировочных решений по его организации.

Как правило, тип и число рамп могут приниматься при количестве автомобилей:

до 100 — одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации;

до 1000 — одна двухпутная рампа или две однопутные рампы;

свыше 1000 —две двухпутные рампы. Въезд (выезд) из подземных и надземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.

5.14 С каждого этажа пожарного отсека автостоянок (кроме механизированных автостоянок) должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в лестничные клетки. Допускается один из эвакуационных выходов предусматривать на изолированную рампу. Проход по тротуарам в пандусах на полуэтаж в лестничную клетку допускается считать эвакуационным.

Эвакуационные выходы из служебных помещений, технического назначения, санитарных узлов, кладовой для багажа клиентов, помещений для инвалидов, а также из лифтов для людей допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей. При этом, кладовую для багажа клиентов допускается размещать только на первом (посадочном) этаже автостоянки.

Допустимое расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного выхода принимают по табл. 2 СНиП 21-02:

Тип автостоянок

Расстояние до ближайшего эвакуационного выхода, м, при расположении места хранения

между эвакуационными выходами

в тупиковой части помещения

Подземная

40

20

Надземная

60

25

В автостоянках вместимостью до 100 машиномест допускается вместо рамп предусматриваться устройство грузовых лифтов для транспортировки автомобилей. При этом необходимо иметь:

2 шахты лифтов с пределом огнестойкости не менее REI120, двери лифтов — не менее REI 60;

шахты лифтов с подпором воздуха при пожаре;

перед входами в лифты дренчерные завесы с автоматическим пуском. Допускается устройство одного из двух выходов через смежный пожарный отсек.

Общие для всех этажей стоянки пандусы (рампы), предназначенные для въезда (выезда), при двух и более этажах автостоянок должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, мойки, ТО и TP противопожарными стенами, воротами, тамбур-шлюзами в соответствии с требованиями СНиП 21-02 (п. 5.12):

5.12 В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и(или) тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре согласно табл. 1 СНиП 21-02:

Тип автостоянок

Предел огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожарных преград), мин, не менее

Требования по необходимости устройства тамбур-шлюза

стен

ворот

Подземная

EI 90

EI 45

Тамбур-шлюз глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м

Надземная

EI 60

EI30

Необязательно

Допускается взамен тамбур-шлюзов, перед въездом в изолированные рампы с этажей подземной многоэтажной автостоянки, предусматривать устройство противопожарных ворот 1-го типа с воздушной завесой над ними со стороны помещения хранения автомобилей, посредством настильных воздушных струй от сопловых аппаратов, со скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с.

Междуэтажные перекрытия автостоянок с изолированными рампами не должны иметь проемов, щелей и т.п., через которые возможно проникновение дыма. Зазоры в местах прохода инженерных коммуникаций через междуэтажные перекрытия должны иметь уплотнения, обеспечивающие дымо- и газонепроницаемость и огнестойкость.

В наземных автостоянках допускается предусматривать взамен противопожарных ворот изолированных рамп автоматические устройства (противодымные экраны), перекрывающие поэтажно проем рампы при пожаре не менее чем на половину его высоты с автоматической водяной дренчерной завесой в две нитки с расходом воды 1 л/с на метр ширины проема.

Устройство неизолированных рамп допускается в надземных автостоянках:

при реконструкции существующих зданий автостоянок I и II степени огнестойкости: при этом должны быть предусмотрены противопожарные отсеки, определяемые как сумма площадей этажей, соединенных неизолированными рампами, площадь такого противопожарного отсека не должна превышать 10400 м2;

в зданиях до 3 этажей включительно I и II степени огнестойкости при суммарной площади этажей не более 10400 м2; в автостоянках открытого типа.

При оборудовании автостоянок спринклерной системой пожаротушения по всей площади этажа, включая рампы (пандусы), и защитой проемов, соединяющих этажи (полуэтажи), автоматическими устройствами (противодымными экранами), перекрывающими указанные проемы на этаже (полуэтаже) при пожаре не менее чем на половину их высоты, допускается устройство неизолированных рамп в надземных автостоянках до 6 этажей включительно и подземных до 2 этажей. Устройство общей неизолированной рампы между подземными и надземными этажами не допускается.

Грузовые лифты для транспортировки автомобилей устраиваются в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов. Габариты и грузоподъемность грузовых лифтов определяются заданием на проектирование с учетом типов автомашин и особенностей объемно-планировочного решения автостоянки согласно технологическим требованиям.

Въезд в грузовой лифт (выезд из него) на посадочном этаже автостоянок всех типов предусматривают непосредственно с улицы.

Пределы огнестойкости ограждающих конструкций и дверей (ворот) шахт лифтов должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1 СНиП 21-02.

Лифты автостоянок оборудуются автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на посадочный этаж, открывание дверей и последующее отключение.

Лестничные клетки и шахты лифтов автостоянок должны быть с подпором воздуха при пожаре:

при 2 и более подземных этажах;

если лестничные клетки и лифты связывают подземную и надземную части автостоянки;

если лестничные клетки и лифты связывают подземную автостоянку с надземными этажами здания другого назначения.

Допускается применять вместо незадымляемых лестничных клеток типа Н2 незадымляемые лестничные клетки типа НЗ.

Устройство в жилых домах и в расположенных под ними автостоянках общих лестничных клеток и лифтов не допускается.

В подземных автостоянках более двух этажей и в надземных автостоянках с 3 этажами и более следует предусматривать на каждый пожарный отсек не менее одного лифта, имеющего режим работы "перевозка пожарных подразделений" согласно НПБ 250. Из пожарного лифта должен быть предусмотрен выход непосредственно наружу или через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре в вестибюль здания, в которое встроена автостоянка.

В качестве пожарного лифта может быть использован грузовой лифт для автомобилей при условии выполнения требований НПБ 250.

 

3. Инженерное оборудование
3.1. Автоматическое пожаротушение и пожарная сигнализация

Автоматическое пожаротушение и пожарную сигнализацию устраивают, в соответствии с НПБ 110, для зданий и сооружений хранения автомобилей по пп. 6.29-6.31 СНиП 21-02, а для технического обслуживания и ремонта — по пп. 6.1-6.3 ВСН 01-89.

Требования СНиП 21-02:

6.29 Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа:

а) подземных независимо от этажности;

б) надземных при двух этажах и более;

в) одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м2 и более, IV степени огнестойкости класса СО площадью 3600 м2 и более, класса С1 — 2000 м2 и более, классов С2, СЗ — 1000 м2 и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах — при количестве боксов более 5;

г) встроенных в здания другого назначения;

д) в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов;

е) расположенных под мостами;

ж) механизированных автостоянках.

Допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение в одноэтажных подземных автостоянках вместимостью до 25 машиномест, располагаемых на незастроенной территории.

6.30 Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы:

а) одноэтажные надземные автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в 6.29,

в) или при количестве боксов до 5 включительно;

б) помещения, указанные в 5.3, кроме санузлов и венткамер.

Помещения с круглосуточным пребыванием дежурного персонала допускается не оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

6.31В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение и сигнализацию.

Требования ВСН 01:

6.1. Установками автоматического пожаротушения должны быть оборудованы помещения постов ТО и TP (кроме постов мойки), диагностирования и регулировочных работ подвижного состава, размещаемых:

а) в одноэтажных зданиях I и II степени огнестойкости при общей площади помещений 7000 м2 и более;

в) в зданиях IIIa и IIIб степени огнестойкости при общей площади этих помещений 3600 м2 и более;

г) в зданиях III, IV и IVa степени огнестойкости при общей площади этих помещений 2000 м2 и более;

е) в зданиях в два и более этажей независимо от площади;

ж) в подвальных и цокольных этажах зданий, а также под мостами независимо от площади.

6.2. Автоматическим пожаротушением должны быть обеспечены также складские помещения для хранения автомобильных шин площадью 750 м2 и более, смазочных материалов площадью 500 м2 и более, складские помещения хранения смазочных материалов в подвальных и цокольных этажах площадью более 200 м2. Площадь помещения следует определять между противопожарными перегородками 1-го типа.

Примечания:

1. Автоматическое пожаротушение помещений окрасочных работ, краскоприготовительной и хранения лакокрасочных материалов следует предусматривать в соответствии с "Правилами и нормами техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов".

2. Выбор средств автоматического пожаротушения (водяное, пенное, газовое, порошковое и т.п.) определяется требованиями технологии производства и технико-экономическим обоснованием.

3. Складские помещения для хранения химикатов и сгораемых материалов, а также агрегатов и деталей в сгораемой таре (упаковке) должны оборудоваться установками автоматического пожаротушения в соответствии со СНиП 31-04.

6.3. Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы производственные и складские помещения, не подлежащие оборудованию автоматическими установками пожаротушения, согласно п.п. 6.1 и 6.2, за исключением производственных помещений категорий Г и Д.

Примечания:

1. При необходимости устройства охранной сигнализации указанные помещения должны быть оборудованы автоматической охранно-пожарной сигнализацией.

2. Складские помещения для хранения химикатов и сгораемых материалов, а также агрегатов и деталей в сгораемой таре (упаковке) должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с СНиП 31-04.

В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса автоматическую пожарную сигнализацию допускается не предусматривать.

В одно-трех этажных зданиях автостоянок I и II степени огнестойкости с выездом из каждого бокса непосредственно наружу и предназначенных для хранения личных автомобилей граждан, допускается не предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, автоматическое и внутреннее пожаротушение независимо от площади застройки, при условии выделения указанных боксов противопожарными перегородками 1-го типа и воротами с пределом огнестойкости Е15 и конструктивной пожарной опасности конструкций КО.

В отдельно стоящих одноэтажных обвалованных автостоянках I и II степени огнестойкости вместимостью до 100 машиномест и в двухэтажных автостоянках вместимостью до 50 машиномест допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение. При этом автостоянки следует оборудовать спринклерной системой по упрощенной схеме, т.е. без пожарных насосов с устройством закольцованного сухо-труба с обратными клапанами или задвижками, управляемыми снаружи у патрубков, выведенных для подключения пожарной техники.

 

3.2. Внутренний противопожарный водопровод

В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса противопожарный водопровод допускается не предусматривать.

Противопожарный водопровод и система автоматического пожаротушения в подземных автостоянках с 2 этажами и более должны выполняться отдельно с выведенными наружу патрубками диаметром 89 (77) мм, оборудованными вентилями и соединительными головками. Число патрубков должно предусматриваться исходя из условия обеспечения подачи расчетного количества огнетушащих веществ через установки автоматического пожаротушения и сеть внутреннего водопровода при использовании передвижной пожарной техники. Соединительные головки необходимо размещать снаружи с расчетом установки одновременно не менее 2 пожарных автомобилей.

При вместимости автостоянки до 100 машиномест включительно допускается не разделять указанные системы и не предусматривать для них раздельные группы насосов.

На питающей сети между пожарными насосами и сетью противопожарного водопровода следует устанавливать обратные клапаны.

В перекрытиях автостоянок следует предусматривать устройства для отвода воды при тушении пожара. В подземных автостоянках трубопроводы для указанного отвода воды должны быть раздельными для каждого подземного этажа.

Автоматические насосные станции для откачки воды при тушении пожара, удаления грунтовых вод и других утечек должны быть оснащены резервуарами для сбора воды вместимостью согласно расчету, но не менее 2 м3.

 

3.3. Вентиляция и противодымная защита

В неотапливаемых надземных автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более, чем на 18 м.

В подземных автостоянках системы вентиляции должны быть раздельными для каждого этажа и для технических помещений и помещений для хранения автомобилей в пределах этажа.

Допускается в объемах одной подземной автостоянки предусматривать общие для всех этажей (в пределах обслуживаемого пожарного отсека) системы приточно-вытяжной общеобменной вентиляции при выполнении следующих противопожарных мероприятий:

в вентиляционных воздуховодах в местах их пересечения с противопожарными преградами должны устанавливаться огнезадерживающие клапаны;

конструкции воздуховодов, транзитных для данного помещения (в пределах обслуживаемого пожарного отсека) должны предусматриваться с пределом огнестойкости не менее EI 60, клапанов Е 30, а за пределами пожарного отсека — воздуховоды с пределом огнестойкости EI 150.

Вытяжные вентиляционные шахты автостоянок вместимостью 100 машиномест и менее необходимо размещать на расстоянии не менее 15 м от многоквартирных жилых домов, участков детских дошкольных учреждений, спальных корпусов домов-интернатов, стационаров лечебных учреждений. Вентиляционные отверстия указанных шахт должны предусматриваться не ниже 2 м над уровнем земли.

Противодымная защита автостоянок проектируется согласно СНиП 2.04.05. Удаление дыма предусматривается непосредственно из помещений для хранения автомобилей через вытяжные шахты с искусственным побуждением тяги. В вытяжных шахтах автостоянок с изолированными рампами на каждом этаже предусматриваются противодымные клапаны.

В одноэтажных зданиях и на последнем верхнем этаже многоэтажных зданий допускается предусматривать естественное дымоудаление через оконные проемы, или фонари "верхнего света".

В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны в пределах одного пожарного отсека не более 3000 м2 на каждом подземном этаже, при условии расчета требуемого количества дымовых клапанов и мест их установки в пределах указанного пожарного отсека. Количество ответвлений воздуховодов от одной дымовой шахты не нормируется.

Пуск в действие систем противодымной защиты осуществляют автоматически (от автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения) и дистанционно (с пульта диспетчера и от кнопок, устанавливаемых в шкафах пожарных кранов или у эвакуационных выходов с этажей).

Предел огнестойкости шахт дымоудаления предусматривают не менее требуемых пределов огнестойкости пересекаемых перекрытий, а поэтажных ответвлений воздуховодов от шахт не менее EI 60. Каждая шахта обслуживается отдельным вытяжным вентилятором, сохраняющим работоспособность при температуре 600°С не менее 1 ч. Допускается применение устройств, обеспечивающих снижение температуры газов до пределов, установленных паспортными данными вентиляторов. Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и противодымных клапанов определяются расчетом.

Приточная противодымная вентиляция, обслуживающая тамбур-шлюзы, шахты лифтов и лестничные клетки, должна предусматривать подачу воздуха через нормально закрытые противопожарные клапаны с пределом огнестойкости не менее 1 ч и сопротивлением дымопрониканию не менее 8000 кг'-м"1 на 1 м2 площади проходного сечения, оборудованные автоматическим, дистанционным и ручным управлением приводов. Параметры приточной противодымной вентиляции определяют расчетом согласно СНиП 2.04.05 при скорости воздуха в открытом проеме не менее 1,3 м/с.

Дымоудаление из рамп может осуществляться через проемы в наружных ограждениях и в покрытии.

 

3.4. Типовые схемы и параметры противодымной вентиляции
3.4.1. Системы вытяжной противодымной вентиляции.

Системы вытяжной противодымной вентиляции предусматриваются:

для удаления продуктов горения с этажа (яруса), на котором возник пожар;

из помещений хранения автомобилей;

из помещений вспомогательного назначения (ТО, TP, мойки и др.);

из коридоров (отсеков коридоров), сообщающихся с выходом из горящего помещения;

из изолированной рампы.

Типовые схемы систем для помещений хранения автомобилей приведены на рис. 13.1, для изолированных рамп — на рис. 13.2. Согласно приведенным схемам удаление продуктов горения с горящего этажа (яруса) может производиться различными способами. При расположении венткамер на каждом этаже (ярусе) забор продуктов горения осуществляется через отверстия вытяжного канала из верхней части объема горящего помещения (или смежного с ним отсека коридора) и посредством вытяжного вентилятора обеспечивается выброс через вертикальную шахту. Продукты горения попадают в шахту через нормально-закрытый противопожарный клапан с автоматически- и дистанционно-управляемым приводом (рис. 13.1 -а). Аналогичным образом может быть предусмотрено удаление продуктов горения через вентиляторы, установленные на верхнем этаже (ярусе) или специально выделенном техническом этаже (рис. 13.1-6). При установке дымовых клапанов непосредственно в поэтажных проемах дымовых вытяжных шахт может быть реализована обычная схема (рис. 13.1-в). Модифицированными вариантами схем на рис. 13.1-6 и 13.1-в являются схемы на рис. 13.1-д и 13.1-г (последние более предпочтительны, учитывая, сокращение количества вентиляторов). Схема на рис. 13.1-е основана на принципе совмещения вытяжных систем общеобменной и противодымной вентиляции. Для реализации схемы этого типа необходимо предусматривать применение вентиляторов с регулируемыми параметрами (например, двухскоростных), а также установку нормально-открытых противопожарных клапанов (по одному в каждом поэтажном ответвлении вытяжных воздуховодов верхнего и нижнего, уровней). Посредством таких клапанов может производиться подключение заборных отверстий канала верхнего уровня на горящем этаже (ярусе) и отключение всех остальных каналов.

Рис. 13.1. Схемы вытяжной противодымной вентиляции в помещениях хранения автомобилей:

1 —ярусы (этажи)/помещения для хранения автомобилей;

2 — венткамеры;

3 — шахты/вертикальные коллекторы;

4 — вентиляторы дымоудаления;

5 — противопожарные нормально-закрытые клапаны;

6 — горизонтальный коллектор;

7 — вентилятор совмещенной системы/ двухскоростной;

8 — противопожарные нормально-открытые клапаны.

Для удаления продуктов горения при пожаре из объемов изолированных рамп могут быть использованы различные схемы: либо с удалением из верхней зоны рамп (рис. 13.2-а), либо из части объема рамп, в которой произошло загорание (рис. 13.2-6), либо с естественным побуждением тяги, для инициирования которой используется подача воздуха в нижнюю зону рампы (рис. 13.2-в).

 

3.4.2. Системы приточной противодымной вентиляции.

Системы приточной противодымной вентиляции предусматриваются для подачи наружного воздуха: в лифтовые шахты; в лестничные клетки; в тамбур-шлюзы горящего этажа (яруса).

Соответствующие типовые схемы систем приведены на рис. 13.3. Подача воздуха в лифтовые шахты может быть предусмотрена либо раздельно в объемы этих шахт и тамбур-шлюзы на их выходах в подземных ярусах (рис. 13.3-а), либо в варианте перетекания воздуха в тамбур-шлюзы подземных ярусов через нормально-закрытые противопожарные клапаны из объема лифтовых шахт (рис. 13.3-6). Для лестничных клеток могут быть использованы варианты, приведенные на рис. 13.3-в и 13.3-г. При этом подача воздуха в надземные и подземные зоны лестничных клеток может производиться также от общих систем и раздельно.

Рис. 13.2. Схемы вытяжной противодымной вентиляции в изолированных рамках:

1-8 — см. рис. 13.1; 9 — приточные венткамеры; 10 — изолированные рампы; 11 —тамбур-шлюзы; 12 — дефлекторы.

 

3.4.3. Конструкции и оборудование противодымной защиты

Для вытяжной противодымной вентиляции необходимо применять каналы (воздуховоды, коллекторы, шахты) класса "П" по СНиП 2.04.05 с пределами огнестойкости Е160, установленными согласно НПБ 240.

Для систем приточной противодымной вентиляции необходимо применять каналы с аналогичными характеристиками, вентиляторы могут быть общего сантехназначения.

Нормально-открытые (огнезадерживающие и другие), нормально-закрытые (в том числе дымовые) противопожарные клапаны должны иметь пределы огнестойкости Е160, определенные по НПБ 239, и приводы с автоматическим и дистанционным управлением.

Рис. 13.3. Схемы приточной противодымной вентиляции:

1-12 — см. рис. 13.1 и 13.2; 13 — лифтовые шахты; 14, 15—лестничная клетка (нижняя и верхняя зоны).

Противопожарные двери эвакуационных выходов помещений хранения автомобилей и тамбур-шлюзов на входах в пожарные лифты должны быть в дымогазонепроницаемом исполнении по МГСН 4.04.

Конструкции и оборудование противодымной защиты (вентиляторы дымоудаления, противопожарные клапаны, огнезащитные покрытия воздуховодов, ограждающие конструкции шахт, противопожарные и противопожарно-дымогазонепроницаемые двери) должны быть сертифицированы в установленном порядке на соответствие системе противопожарного нормирования России согласно утвержденному "Перечню продукции пожарно-технического назначения, подлежащей обязательной сертификации".

 

3.5. Системы оповещения и управления эвакуацией

Автостоянки с подземной частью вместимостью более 100 машиномест оборудуют системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), в которую включаются: диспетчерский пульт управления, сеть громкоговорящих устройств и линий связи: световые указатели направления движения к выходам.

Диспетчерский пульт размещают не ниже первого подземного этажа с непосредственным выходом наружу или на лестничную клетку, ведущую наружу.

Световые указатели включаются автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики. Указатели подключают к сети эвакуационного освещения и устанавливают на высоте 2 м и 0,5 м от пола. Световые указатели мест установки соединительных головок для подключения передвижной пожарной техники подключаются к сети эвакуационного освещения. На фасадах сооружения автостоянки предусматривают установку светоуказателей расположения гидрантов.

Автостоянки с 2 подземными этажами и более оборудуют полуавтоматической речевой системой оповещения (с использованием микрофона). Для этой цели используют радиотрансляционная сеть. При этом, слышимость обеспечивается в любом месте (помещении) автостоянки при работающем двигателе автомашины. В других случаях в автостоянках, оснащенных системами пожарной автоматики, предусматривают подачу тревожного звукового сигнала (сирены и т.п.), включение которого осуществляется при срабатывании указанных систем.